Как бы парадоксально ни звучало, но искушение – это одна из важнейших ценностей нашей жизни. Мы говорим «искушенный человек» про того, кто много испытал, многоопытен. И всем нам хорошо знакомое слово «искусство» происходит от старославянского «искоусь» - испытание, проверка. То есть, человек, прошедший искушение, становится искусным. Искусство и искушение - это родственные слова.
Именно с этих слов началась встреча учащихся МОУ «Раздольненская школа» с выпускником нашей школы, а ныне мастером декоративно-прикладного и ювелирного искусства, членом Союза художников ДНР, претендентом на звание «Заслуженный художник ДНР», Почетным жителем Донецка Георгием Васильевичем Цыкура.
«Гефестом» из Раздольного, «Мастером «Золотые руки»», «Ювелирных дел мастером» называли Г.В. Цыкуру газеты.
Почему бы и нет? Умение доводить до совершенства любое дело у него в крови. Он говорит: «Я родился в очень талантливой семье». Мама его могла вырезать из дерева ярмо для быков, сделать колесо для подводы. Отец был и столяром, и плотником, и каменщиком. Бабушка Аня, мать отца, умела шить шубы и обувь. Да и сам Георгий Васильевич за свою жизнь освоил 9 специальностей.
Еще в школе начал рисовать. Вот и рванул по окончании школы в Симферополь - «учиться на художника». Но с приемом опоздал... Родное ПТУ приняло парня с распростертыми объятиями: закончил его с красным дипломом, став трактористом. Дальше, как у всех молодых людей того времени, отслужил на флоте на Дальнем Востоке, в Совгавани. Можно сказать, сменил руль на штурвал. И все же в 1962 году поступил в Ростовское художественное училище имени М. Грекова на живописный факультет, а в 1967 году окончил его тоже с красным дипломом…
Рука мастерски владела кистью, но уж больно приглянулся Георгию металл...
В 70-х годах, когда Георгий Васильевич пришел работать в Донецкий художественно-производственный комбинат, началась мода на чеканку. Это период активного развития монументально-декоративного искусства. Новые здания оформлялись работами художников монументалистов. И он ковал все: от романтического сюжета до барельефов Маркса и Ленина. «Алые паруса» работы Цыкуры украсили гастроном «Ленинград», интерьер Междугородного переговорного пункта, в санатории им. Артема в Славяногорске к потолку вознеслась люстра на сорок плафонов. Именно ему доверили изготовить призы, которые донецкая делегация вручала лично Брежневу, Щербицкому, Дегтяреву. Он - автор многочисленных памятных кубков, призов и знаков победителей стахановского движения для Министерства угольной промышленности; приза «Золотой початок» для работников сельского хозяйства, кубков и сувениров для городов-побратимов Донецка – Шеффилда, Магдебурга, Катовице; юбилейного знака «60 лет театру». В Музее КПСС в Москве они хранятся как символы ушедшей эпохи. К 1500-летию Киева был сделан потрясающий ларец – «Кладовая Донбасса», в котором представлены все минералы донецкого края. С легкой руки Георгия Васильевича была коронована диадемой первая «Мисс Донбасс». Среди последних работ Георгия Васильевича – 30 призов для участников фестиваля «Звезды мирового балета», ежегодно проходящего в Донецке. В 2007 году стал победителем конкурса на лучший сувенир 75-летию Донецкой области. Награжден Почетным знаками Мемориального фонда Карла Фаберже (всего награжденных 300 человек, в Донецкой области – 7) (2010), «Почетный ювелир» (2011), орденом «Почетный мастер» (2012)
Георгий Цыкура участвует в областных, республиканских и всесоюзных выставках и престижных конкурсах. Победа на одном из них принесла ему награду - поездку в Грецию. Путешествие дало толчок к новому витку творчества - истинно ювелирному. Тонкости ювелирного дела художник постигал самостоятельно.
С золотом Георгий Васильевич дела не имеет, ему больше по душе серебро, мельхиор, латунь, медь и полудрагоценные камни: янтарь, малахит, агаты. Но, тем не менее, носить украшения «от Цыкуры» считают за честь самые продвинутые модницы.
На вопрос ребят: «А сколько это стоит?» Георгий Васильевич ответил, что жалко ему продавать свои изделия, потому что каждое из них неповторимо. Большей частью он дарит их близким или делает по индивидуальному заказу.
В Донецке у художника есть своя мастерская. Каждый день он в 8 часов на работе. Старается держать себя в тонусе. Здесь он и токарь, и кузнец, и сварщик, и оформитель. В работе задействованы 75 инструментов.
Откуда же все-таки мастер черпает эскизы для своих работ?
Как из кусков металла рождаются такие чудеса, что швов в микроскоп не увидишь?
Наверное, в секрете успеха лежит удачное для одного человека сочетание таланта и работоспособности. Обладая даром творческого воображения и интуицией, он умеет вдохнуть жизнь в свои творения. Это поистине - искушение.
А еще Юрий Васильевич (так зовут его в селе) очень простой в общении человек. В свои 82 года он имеет прекрасное чувство юмора, веселые компании, неистребимый оптимизм и завидное жизнелюбие. Сам делает раздольненские чебуреки и шумуш. Хозяйки знают, что эти блюда под силу только опытным, настоящим гречанкам.
Много полезных советов дал детям МАСТЕР:
«Начало всему зародилось у меня в школе – поэтому любите ее и никогда не стесняйтесь, говоря о том, что вы закончили сельскую школу.
Никогда не растрачивайте время попусту, его так не хватает.
Если делаете какую-то работу, делайте ее с душой.»
С собой на встречу Георгий Васильевич привез много своих работ. Глаза разбегались от блеска и многообразия изделий. А их было там более 100 (всего у него более 900). Это ювелирные гарнитуры, кулоны, броши, браслеты, кольца, шкатулки, декоративные блюда, кубки, выполненные в технике чеканки и ручной ковки, филиграни, зернения, плетения, с использованием драгоценных и поделочных камней, перламутра, кости и дерева. И еще нас переполняло чувство гордости за нашего односельчанина, прославляющего ДНР. В книге отзывов мы написали: «Восхищаемся вашими золотыми руками. Теперь мы поняли, что имеют в виду, когда говорят «ювелирная работа». Гордимся Вами. Спасибо за Ваш труд.»
|